Пиццикато Алексея Лота

Полезные высказывания из книги "О благодеяниях" Сенеки

Стоики полагали, что цель мышления в том, чтобы выработать линию поведения, которая основывалась бы на спокойствии ума и нравственной уверенности.

Самое опасное то, что мы не умеем ни давать, ни принимать благодеяний.

Среди наиболее распространённых и тяжких пороков чаще всего встречается неблагодарность.

Нужно тщательно выбирать людей, которые были бы достойны благодеяния, не имея в виду приобрести должников, не собирая с этой целью сведения относительно их родовых имений и движимого имущества.

Из благодеяния следует возвращать только то, что охотно возвращается.

Благодеяние возвращает тот, кто охотно сознаёт его.

После того как оказали благодеяние, и в тот самый момент когда оказываем, не надо быть сурово требовательными и притязательными, или легкомысленными и раскаивающимися в своём благодеянии, или сварливыми и жалующимися, когда упускают малейшую возможность нам уплатить.

Никто охотно не признаёт себя должником в том случае, когда он не получил, а вынудил.

Благодеяние принимается с таким же чувством, с каким оказывается.

Во всяком деле дорого ценится охота.

Оскорбительные благодеяния нужно забывать.

Нужно искать не плодов благодеяний, а самих благодеяний, и среди плохих людей отыскивать хороших.

Плоды благодеяний пожинаются благородным человеком немедленно.

Нужно всегда оказывать и возвращать благодеяния.

Благодеяния только дарят, поэтому от них не бывает убытка.

Добрый человек никогда не думает о них, если не напомнит лицо, возвращающее долг.

Что бы ни случилось с первыми твоими дарами - продолжай раздавать их; лучше, если они будут находиться у людей неблагодарных, которых со временем стыд, или какая-нибудь случайность, или подражание могут сделать благодарными.

Подавай помощь: кому средствами, кому кредитом, кому расположением, кому советом, кому полезными наставлениями.

Кто сохраняет постоянство и прежние благодеяния умножает новыми, тот исторгает благодарность даже из жесткого и неблагодарного сердца.

Благодеяния должны настигать неблагодарного всюду.

В благодеяниях ничего не должно быть невольного, связанного или принужденного.

Благотворительность не должна ни впадать в излишество, ни совершенно отсутствовать.

Тот, на ком лежит обязанность воздать благодарность, никогда не сквитается со своим благодетелем, если не превзойдёт его.

Те, кто желает врачевать умы, поддерживать доверие в отношениях людей и утверждать в душе их сознание долга, пусть говорят языком серьёзным и берутся за дело с большими силами, если только не считают возможным при помощи пустых и вздорных речей и бабьих аргументов пресечь такое опаснейшее зло, как полное забвение благодеяний.

Благодеяние нельзя осязать рукою; оно заключается в душе.
То, что представляется нашим взорам, не само благодеяние, но лишь след и знак благодеяния.

Благодеяние продолжает пребывать и после утраты того предмета, чрез посредство которого оно было оказано.

Нет ничего полезнее, как быть полезным для самого себя.

Всего более следует остерегаться, чтобы не послать в дар совершенно ненужного.
И наоборот, следует смотреть, чтобы, желая послать приятный подарок, не предложить каждому что-либо такое, что будет обличать его недостаток (иначе это будет поруганием, а не даром).

Чтобы благодеяние было менее преходящим, когда сила дара в нашей власти, нужно выбирать по преимуществу то, что может сохраняться, чтобы самим никогда не напоминать о благодеянии (пусть дело само пробуждает воспоминание).

Пусть дары будут не столько ценны, сколько редки, изысканны и притом таковы, что нашли бы себе место даже у богача.

Не будет также оставлено без внимания со стороны принимающих благодеяния и то, чего не дал им никто другой, кроме нас, или чего мы не дали никому другому.

Вспоминая благодеяние, больше значения придают тому, от кого, а не тому, что получили.

Давший с нерешительностью не заслуживает никакой благодарности.

Самое лучшее - предупреждать желание каждого, потому что честные люди не любят просить.

Нет предмета дороже того, который куплен ценой просьб.

Лучше к добрым делам присоединять добрые слова и сопровождать оказываемое благодеяние любезной и благосклонной беседой с просителем. Чтобы человек пожалел, что так поздно обратился с просьбой, чтобы заставить просителя ценить твоё расположение больше, чем всё то, что он пришёл у тебя просить.

Всякий, кто при посредстве твоих подарков приобретает себе благодарность, - тем самым уменьшает благодарность, предназначавшуюся тебе.

Некоторые с большим равнодушием переносят окончательное пресечение надежды, чем отсрочку её исполнения.

Многим свойствен порок раздавать обещания, руководствуясь низким честолюбием, дабы не убавлялась толпа просителей.

Благодарность за благодеяние бывает тем больше, чем менее оно задерживалось.
Кто же оказывал помощь медленно, откладывая со дня на день, тот поступал не от души.

Не следует примешивать к благодеяниям какое-либо огорчение.

То, что даёшь, надобно делать слаще, чтобы получать было приятнее.

То не благодеяние, о чём нельзя вспомнить без краски стыда...

Открыто следует делать благодеяния, принятие которых доставляет славу и всё то, что благодаря известности становится более привлекательным.

То, что не возвышает, не ведёт к почестям, но служит пособием в немощи, нужде, бесславии, следует давать тайно, так, чтобы известно было только тем, кому помогают.

Закон благодеяния, соединяющего два лица: один должен тотчас забыть об оказанном, другой - никогда не забывать о полученном благодеянии.

Частое напоминание об услугах терзает и угнетает душу.

Кто напоминает, тот требует назад.

Можно напоминать о прежнем даре только дарением нового.

Кто оказал благодеяние, пусть молчит, а кто получил, тот пусть говорит о нём.

Недостаточно оказывать благодеяния, надо за ними ухаживать.

Напоминание вызывает огорчение, а упрёк - ненависть.

Ничего так не следует избегать при благодеяниях, как надменного обращения.

Надобно устранять пустое хвастовство: пусть говорят дела, а мы станем молчать.

Нужно дарить только то, что принесёт пользу тем, кто выпрашивает.

Возбуждение препятствует здравому суждению, поэтому иногда мы не понимаем, насколько вредного мы желаем.

Надо учитывать не только начало, но и исход своих благодеяний, и давать то, что доставляет удовольствие не только в самый момент получения, но и после него.

Не оказывай помощи пороку.

Так как главное свойство дружбы состоит в том, чтобы уравнивать с собою друга, то следует заботиться вместе и о нём, и о себе.

Я дам нуждающемуся, но так, чтобы не нуждаться самому; я прибегну на помощь к человеку, подвергающемуся опасности, но так, чтобы самому не погибнуть, - исключая того случая, когда мне придёт желание принести себя в жертву за великого человека или великое дело.

Не преувеличивай малого, но и не терпи того, чтобы великое было принято за малое.

Благодеяние не должно быть обременительно для дающего и мало для принимающего.

Важно то, что именно даётся, кому, когда, по какому поводу, где и прочее, без чего это действие не будет иметь разумного основания.

Гордецы и люди, желающие, чтобы им оставались должны, боятся показаться получающими благодеяние.

Делай так, чтобы должник был соучастником благодеяния; способствуй тому, чтобы он получил возможность воздать тебе благодарность; всё принимай благосклонно и к приносящему благодарность отнесись как к возвращающему долг, и будь любезен, чтобы должник почувствовал желание уплатить свой долг.

Всех лучше тот, кто, легко дав, никогда не вымогал и радовался, когда ему возвращали; кто, благодушно забывая, что дал, получал обратно с таким расположением, как будто ему самому давали дар, делая благодеяние.

Благодеяния следует принимать от тех, кому мы сами желали бы их оказать.

Ещё с большей разборчивостью следует выбирать человека, которому можно оказать благодеяние, так как великое мучение - быть обязанным, кому не желаешь.

Мудрецам бывает приятно всё то, чего требует долг, они владеют своей душой, сами себе предписывают закон, какой хотят, и какой предпишут, тот и выполняют.

Из права благодеяний проистекает дружба, потому что, по возвращении долга, нам следует начинать уплату снова, в отличие от денежных сделок, где разово платится сумма.

Никто не принимает на себя никаких обязательств, как скоро принимает то, от чего ему нельзя было отказаться.

Если ты спас меня, то это ещё не значит, что благодаря этому ты мой спаситель.

Дружба может быть только между людьми подобными.

Благодеяние от недостойного человека следует считать займом; такого человека можно спасать от опасности, но не снисходить до дружбы с ним.

Нельзя принимать от достойного человека благодеяние, которое нанесёт ему вред.

Кто принял благодеяние с благодарностью и весёлым настроением, тот этим самым уплатил уже первое вознаграждение за него.

Подобно тому, как оказывающий благодеяние должен приводить его в известность, насколько это будет доставлять удовольствие тому, кому оно оказывается, так равно и принимающий благодеяние должен предать его всеобщей гласности, иначе, можно предполагать дурные намерения.

Не принимай того, в чём стыдно сознать себя должником.

Кто приносит благодарность, удаляя свидетелей, тот человек неблагодарный; он боится открыто приносить благодарность с целью прослыть более обязанным своей энергии, чем посторонней помощи.

Те, кто наихудшим образом отзываются о самых важных оказанных им услугах, в своей ненависти ищут доказательства того, что ничем не обязаны другим.

Нужно твёрдо помнить оказанные нам услуги и время от времени вспоминать, потому что только помнящий приносит благодарность, даже если только вспоминает.

Не следует принимать благодеяний пренебрежительно, но не следует принимать их и подобострастно или униженно.

Не принимай с презрительным видом, горделиво и говори внятно в ответ.

Говори с усердием тем большим, чем важнее предмет благодеяния, и прибавляй слова "Тебе обязано более людей, чем ты думаешь" или "Ты не знаешь, что сделал для меня, но тебе надлежит знать, насколько это важнее того, чем ты сам предполагаешь", "Я никогда не буду в состоянии воздать тебе благодарность, но, по крайней мере, не перестану всюду заявлять, что ничем не могу вознаградить тебя".

Никто не бывает беспристрастным судьёй в отношении к самому себе.

Главным образом делает людей неблагодарными преувеличенное мнение о себе и врождённый всем людям недостаток восхищаться собой и всем своим или же алчность и зависть.

Страсть человека стремится всё далее, не сознавая своего блага, потому что обращает внимание не на то, откуда получила начало, но на то, где цель её стремления.

Сильнее и могущественнее всех пороков - зависть, которая беспокоит нас при каждом сравнении себя с другими.

Каждому свой жребий как во всём прочем, так и в дружбе.

Злоба может унизить любое благодеяние, а возвысить любое благодеяние может истолкование его в лучшею сторону.

У любого благодеяния есть слабая для жалоб сторона.

Кто охотно принял благодеяние, тот уже возвратил его, так как каждый достигает того, чего желает.

Кто даёт благодеяние, тот желает, чтобы оно было принято с благодарностью.

Назначение художника сделать то, что он хотел; назначение ремесленника сделать так, чтобы вышла польза.

Если выполнил своё дело и не продал, то вознаграждением может быть собственное сознание, что выполнил свой труд, добрая слава, польза, которую может принести покровительство, продажа или какая-нибудь другая выгода.

Признательность - благодарность за благодеяние, вознаграждение - то, что не относится к благодеянию.

Нужно дарить что-нибудь подобное полученной нами вещи.

Нужно чувствовать благодарность в момент принятия благодеяния.

Стоики: все грехи равны, поскольку согрешающие отступают от исполнения закона.

Завидовать свойственно человеку жалующемуся и печальному, а благодарить - радующемуся.

Благодарным делает память.

Нет славы быть благодарным, если небезопасно быть неблагодарным.

Наставники занимались умственным развитием юношей, а воспитатели провожали подростков в школу.

Благодеяние - это то, что даёт тот, кто мог беспрепятственно от этого уклониться.

Благодеяние и обида взаимно противоположны.

Не презирай никого.

Следствие постоянно превосходит по важности свою причину.

Рождение человека не порождает за ним долга, ведь рождаются все твари.

Благодеяние, не требующее благодеяний со стороны, ценится менее благодеяния, не требующего дополнительных чужих благодеяний.

Дети могут превзойти родителей в благодеяниях и соревноваться в этом с ними.

Награда за высокие подвиги заключается в них самих.

Бог - первопричина всего.

Мы следуем добродетели ради неё самой.

Разум должен быть спутником всего высокого.

Если мы делаем благодеяние только в надежде на обратное получение, то надлежало бы умирать без завещания.

Благодеяние, сделанное в расчёте на возмещение, таковым не считается.

Никто не начинает возделывать поле из чувства справедливости и доброты.

Даже у злых есть врождённая склонность одобрять лучшее.

Я называю неблагодарным всякого, кто благодарен из страха.

Благородный дух восхищается самым достоинством своей цели.

При вынесении собственного приговора наша совесть руководствуется одним только собственным суждением.

Неблагодарным называется лишь тот, кто стремится к этому пороку.

Задача достойного и великодушного мужа - до тех пор сносить неблагодарного, пока не сделаешь его благодарным.

Можно быть благодарным себе.

Благодеяние не вещь, а действие.

Можно принять благодеяние, не сознавая, но нельзя принять от несознающего.

За что бываю в долгу вместе со всеми, за то вместе со всеми и стану платить.

Кто приносит мне пользу с целью чрез меня быть полезным себе, тот не оказывает благодеяния, ибо делает меня орудием своей пользы.

Величайшие из благодеяний суть те, которые мы получаем от родителей тогда, когда сами не знаем или не желаем этого.

Не желай зла тому, от помощи которому не можешь честно отказаться.

Людям, занимающим высокое положение, и обладателям всего недостаёт того, кто говорил бы правду и освободил от потакания и ласкательства фальшивых людей.

Постыдных желаний у человека больше, чем благородных.

Плохо поступает тот, кто воздаёт благодарность ради молвы, а не ради совести.

Мир - единое жилище для всех.

Наслаждаться настоящим и не зависеть от будущего.

Мудрому принадлежит всё (в душе), поэтому ему не нужно охранять своё, и поэтому он ничего не желает (это не отменяет частную собственность).

Я всем владею, но так, чтобы всё находилось во владении у всех.